«ЗДЕСЬ МОЯ ЗАСТАВА, И Я ЕЕ КОМАНДИР!». КАК ВСТРЕТИЛ ВОЙНУ ЛЕЙТЕНАНТ КИЖЕВАТОВ

Именно здесь 83 года назад, на рассвете 22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война. Брестская крепость-герой первой приняла на себя удар врага. В памятный день мы вспомнили о судьбе одного из героев обороны цитадели.

История обороны Брестской крепости по сей день является символом несломленности духа сыновей Родины. Героическая защита цитадели длилась 32 дня – с 22 июня по 23 июля 1941 г. В момент вероломного нападения гитлеровской Германии на Советский Союз в гарнизоне находилось от 7 до 8 тыс. советских воинов и порядка 300 семей военнослужащих.

В результате первого удара врагу удалось уничтожить не только бронетехнику и склады, водопровод и линии связи, но и значительную часть личного состава. Выжившие военнослужащие обосновались в казематах и подземных помещениях и отражали натиск противника. Несмотря на то, что защитники цитадели много времени находились без еды и питья, были изнурены и обессилены, сломить их героический дух врагу не удалось. Бойцы и командиры сражались и сдерживали врага у древних стен, пока не пал последний защитник Брестской крепости.

Лейтенант Андрей Митрофанович Кижеватов, который вписал свое имя в историю Великой Отечественной войны, как один из руководителей обороны цитадели в районе Тереспольских ворот, заступил на службу в Брестскую крепости почти за год до начала кровопролитной войны.

Родился он в Пензенской области, был выходцем из крестьянской семьи и мордвином по национальности. В Красной армии служил с 1929 года. Окончил школу младшего начсостава. 17 июля 1940 г. Андрея Кижеватова назначили начальником 9-й заставы 17-го Брестского Краснознаменного пограничного отряда. Здесь же 22 июня его застала война. С первых минут лейтенант Кижеватов и бойцы его подразделения вступили в бой с оккупантами.

Только в первый день ожесточенной схватки с врагом командир с отрядом отразил 6 атак и дважды защитники сами переходили в наступление. Когда в ночь на 23 июня захватчики объявили ультиматум воинам, оставшимся в цитадели, лейтенант Кижеватов по руинам заставы перевел своих бойцов, женщин и детей в подвал казарм 333-го стрелкового полка. Кстати, среди них была и семья самого начальника 9-й погранзаставы.

Отсюда Андрей Кижеватов организовал дерзкие вылазки для обороны западного сектора Центрального острова крепости, а затем повел бойцов на прорыв. Не дойдя каких-то 30 метров до Тереспольских ворот, лейтенант с личным составом вступил в рукопашную с врагом, но силы оказались не равными и защитники цитадели вернулись в подвал.

Мужества и бесстрашия командиру-пограничнику 9-й заставы было не занимать. Каждый новый день солдаты Брестской крепости сталкивались с очередными авианалетами и артобстрелами. Бойцы видели своего израненного командира то в первых рядах атакующих, то за пулеметом при обороне цитадели. В минуты затишья между боями он спускался в подвал к раненым, женщинам и детям, чтобы успокоить и приободрить их.

Подробности гибели лейтенанта Кижеватова остались неизвестными. По одной из версий, когда для обороны цитадели уже практически не осталось боеприпасов, защитники Брестской крепости решили в последний раз попытаться прорвать осаду.

На календаре было 29 июня. Один из пограничников спросил Кижеватова: «Вы с нами, товарищ лейтенант?», на что командир ответил: «Здесь моя застава, а я ее командир». Тяжелораненый Андрей Кижеватов и еще 17 бойцов остались прикрывать отход из крепости товарищей, раненых солдат, женщин и детей.

К сожалению, прорвать кольцо вражеской блокады не удалось. Лейтенант Кижеватов, как и большая часть группы, погиб в этом бою, оставшихся в живых немцы взяли в плен.

По другой версии, описанной в книге Сергея Смирнова «Брестская крепость», в начале июля Андрею Кижеватову поручили ответственное задание. Вместе с группой пограничников он отправился взрывать понтонный мост, который захватчики возвели через реку Буг рядом с цитаделью. Назад группа не вернулась, и точно не известно, удалось ли им воплотить столь смелую диверсию.

А осенью 1942 г. рядом с деревней Великорита палачи захватили семью Андрея Кижеватова – жену Екатерину, детей Нюру (1927 г.р.), Ивана (1931 г. р.) и Галину (1940 г. р.), а также престарелую мать. Когда им стало известно, что это родные бесстрашного начальника 9-й заставы, то их жестоко расстреляли.

В 1965 г. указом Президиума Верховного Совета СССР за выполнение боевых заданий командования на фронтах борьбы с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны и проявленные при этом отвагу и геройство лейтенанту Андрею Митрофановичу Кижеватову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Он стал вторым и последним после командира 44-го стрелкового полка 42-й стрелковой дивизии майора Петра Михайловича Гаврилова защитником Брестской крепости получившим такое высокое звание.

К слову, имя Андрея Митрофановича Кижеватова носит СШ №206 в г. Минске и остановочный пункт. Память о героическом подвиге защитников Брестской крепости-героя в белорусской столице увековечена в названиях четырех улиц в Октябрьском районе г. Минска. Кроме лейтенанта Кижеватова такой чести удостоены еще трое руководителей обороны цитадели: Владимир Шабловский, Иван Зубачев и Ефим Фомин.

Анжела ЛЮДЫНО

Фото из открытых интернет-источников и Степана ТЮШКЕВИЧА
© 1prof.by Полное копирование материалов возможно только с письменного разрешения редакции https://1prof.by/news/v-strane/zdes-moya-zastava-i-ya-ee-komandir-kak-vstretil-vojnu-lejtenant-kizhevatov/