Благодаря чему Лукашенко в 1994 году завоевал сердца избирателей и как очевидцы вспоминают тот период

— Я знал, что это будущий Президент. Вот я смотрел на него. Рядом со мной, предположим, сидел Чикин — это представитель коммунистов или другие. Вот он выступает, и у меня ощущение такое, что я сижу с будущим Президентом. Хотя я был в правительстве Кебича, — рассказал Сергей Гайдукевич, который в 1995–2019 годах был лидером Либерально-демократической партии и несколько раз участвовал в президентских выборах в качестве кандидата.

Владимир Коноплев, будучи помощником Александра Лукашенко в депутатские годы и после избрания Президентом, вспомнил интересный момент о белорусском лидере:

— Мы когда уже с ним оказались в Минске, если не ошибаюсь, на Броневом переулке (он в одной комнате спал, я во второй), он всегда часа в 4–5 вставал, невзирая ни на что, занимался спортом, делал зарядку. Он ко мне пришел, заходит в комнату и говорит: «Ну что, вставай, пойдем руководить. Ты же хотел, чтобы я Президентом стал». Я никогда не забуду эти слова.

А в депутатской среде Александр Лукашенко отличался крутым нравом и бескомпромиссностью в борьбе с наболевшим — коррупцией. В фильме были продемонстрированы архивные кадры одной из предвыборных встреч с людьми, где он дал народу такое обещание: «Будем разбираться с жуликами сначала в Правительстве, а потом со всеми остальными».

— Он умел разговаривать с народом, он слышал народ, решал вопросы. Полемист такого, будем говорить, высшего качества. Потому что он не боялся выходить к трибуне, вступать в полемику с оппозиционерами, в отличие от других депутатов Верховного Совета, — констатировал Владимир Андрейченко, который на протяжении нескольких созывов возглавлял Палату представителей Национального собрания Беларуси, а в 1990–1994 годах был депутатом Верховного Совета Беларуси.

При этом, указывают авторы фильма, Александр Лукашенко не входил в политический бомонд, у него не было ни административного ресурса, ни партии за спиной, ни финансовой помощи из-за границы. А необходимо было собрать 100 тыс. подписей избирателей.

— Я никогда не забуду, как в это время Президент не сидел на месте. Он с другой командой барражировал по стране, выступал то в одном месте, то в другом. А мы, вторая команда, упорно собирали подписи, — сказал Владимир Коноплев.

Но агитировал не только словом, но и делом, а также личным примером.

— Он был из региона, он был, как говорится, ближе всего к народу. У него была конкретная работа, где он был руководителем. Было такое время, когда он сделал свой подряд. И люди при средней заработной плате в хозяйстве получали, допустим, там 90–100 рублей, а при этом подряде у него начали получать 800–900 рублей. То есть в 9-10 раз больше, — вспомнил Владимир Коноплев.

Замминистра внутренних дел — командующий внутренними войсками Николай Карпенков рассказал, что в те годы в главном управлении государственной охраны был создан так называемый отдел телохранителей. И работы было много.

— Куда мы только ни выезжали. И в Брест, и в Гродно, и в Гомель. И здесь [в Минске] были встречи с трудовыми коллективами, — вспомнил он.

Николай Карпенков подчеркнул, что Александр Лукашенко мог убедить любой коллектив, даже если люди изначально относились к нему с настороженностью:

— Знаете, мы же, белорусы, все немножко партизаны. Когда выходил Александр Григорьевич, вы знаете, вот все крепко жали руку, все аплодировали, и у всех было ощущение, что да, за этим человеком надо идти, он знает, куда повести.

Многолетний руководитель ЦИК Беларуси Лидия Ермошина выборы 1994 года прокомментировала так:

— Я бы их назвала выборами надежды. Сам по себе настрой во время избирательной кампании был крайне позитивный. Люди верили, что изменится наконец-то жизнь к лучшему, что появятся не некие коллективные управляющие в лице Верховного Совета, который, что называется, четыре года лапшу на уши вешал. А появится действительно хозяин земли белорусской.

Показательными были и первые шаги Александра Лукашенко в должности Главы государства, который не стал искать виновных в сложившейся на тот момент сложной, а порой и критической ситуации в стране, а взял всю полноту ответственности на себя. Именно с такими словами он обратился к депутатам в Овальном зале.

— Всю полноту ответственности за сложившуюся ситуацию, в том числе и за прошлое, я беру как Президент на себя. Я сегодня буду отвечать перед вами и народом за то, как будут реализовываться те или иные основные положения этой программы, — сказал тогда он.

Президент утверждал, что необходимо отвести страну от пропасти. Были определены три приоритета, которые интересовали весь народ. Среди них — экспорт, продовольствие и строительство жилья.