КАК ВЫГЛЯДИТ БУДУЩАЯ СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА «АЭРОДРОМНАЯ», И В ЧЕМ ЕЕ УНИКАЛЬНОСТЬ

Больше всех открытия нового участка Зеленолужской линии минского метрополитена ждут, наверное, жители микрорайона «Минск-Мир». Транспортная артерия свяжет этот стремительно растущий район с остальной частью города. Журналист портала 1prof.by вместе с инспекцией Департамента контроля и надзора за строительством по г. Минску посмотрел, как выглядит станция метро «Аэродромная» на исходе первого месяца лета.

Для начала немного истории. Строительство станции метро «Аэродромная» стартовало в 2019 году, еще до запуска первого участка третьей линии метро. Название выбрано не случайно – на месте жилого квартала ранее располагался аэропорт «Минск-1». Напоминает о тех временах здание аэровокзала, приспособленное под офисные нужды.  История этого места нашла свое отражение и в интерьере станции, но об этом чуть ниже.

– Глубина заложения участка до 18 метров, – рассказывает государственный строительный инспектор отдела №1 инспекции  Госстройнадзора по г. Минску Екатерина Гриневич. – Как и остальные станции третьей линии, она возводилась открытым способом. По конструктивному типу односводчатая, без колонн. Ширина платформы составляет 10 метров, а протяженность – 106 метров. Это самая крупная станция Зеленолужской линии, остальные несколько меньше.

Инженер технического надзора 1-й категории Дирекции по строительству Минского метрополитена Дмитрий Казак отмечает, что из всех строящихся станций «Аэродромная» имеет максимальную степень готовности.

– Сейчас завершаются отделочные работы, практически полностью закончена облицовка. Ведутся работы по торговым павильонам. Выполняется остекление входов, установка решеток и конструкций дверей станции, – рассказал он. – Начались пусконаладочные работы. Монтируются эскалаторы на входах в станцию, готовы лифты. Завершена прокладка сетей. Осталось смонтировать зоны досмотра, турникеты и раздвижные двери на платформах метро.

По его словам, технологии строительства метрополитена в нашей стране давно апробированы, поэтому особых сложностей при возведении нового участка не возникало. Как правило, основной «поставщик» сюрпризов для метростроителей – рельеф местности и геология.

– Примерно на этом месте располагался авиаремонтный завод. Поэтому часть грунта была признана сильно загрязненной с экологической точки зрения. Приходилось снимать почву на глубину до 5-6 метров и затем вывозить ее на утилизацию в специальные места, – вспоминает Дмитрий Казак. – Также при строительстве тоннелей мы нередко натыкаемся на старые русла рек, заболоченные места, которые со временем уходят под землю. Раньше в таких точках приходилось выполнять дополнительную гидроизоляцию. Но технологии шагнули далеко вперед, и мы уже применяем высокоточную обделку, которая сдерживает влияние воды. В итоге скорость строительства увеличилась.

Завершив экскурс в историю, мы спускаемся в подземелье. Проходим в переход, примыкающий к станции. Помимо входа в метро здесь предусмотрены помещения для небольших торговых павильонов. Дмитрий Казак обращает внимание на место установки устройств регулировки входа и выхода. Это специальные решетки, которых в обычное время не видно. Но при внештатных ситуациях они опускаются и препятствуют входу людей на станцию. Это один из элементов безопасности.

Интерьер самой станции отсылает к прошлому этого места. Архитекторы стремились обыграть тематику воздуха, полетов и пространства. Поэтому одним их основных элементов декора стали большие белые светильники в форме квадратных рамок. Они должны вызвать ассоциацию с парящими облаками. Прямо за ними – белые линии, символизирующие след от пролетающего самолета.

– Большая часть используемых материалов белорусского производства, – рассказывает первый заместитель директора – главный инженер Дирекции по строительству Минского метрополитена Михаил Тишутин. – В отделке применяются металлокерамика, гранит и керамогранит. Эскалаторы произведены в Солигорске, лифтовое оборудование изготовил Могилевлифтмаш. Турникеты также белорусские. Из импортного только то, что не производится в стране, а таких материалов крайне мало.

По его словам, станция метро «Аэродромная» спроектирована и оборудована с соблюдением всех современных требований и нормативов. Особое внимание уделено безопасности. Например, при спуске на платформу можно заметить необычную конструкцию из стекла и металла. Это дымоудерживающее устройство. При возгорании на станции оно будет помогать задерживать распространение дыма. Разумеется, это не единственный элемент противопожарной защиты. В метро также предусмотрены автоматические системы дымоудаления.

Как и на остальных станциях третьей линии, здесь будут установлены платформенные раздвижные двери. Они предотвращают падение людей на пути. Этот элемент пока еще не смонтирован. Также на платформе станции уложена тактильная плитка.

Интерьер новой станции метро получился интересным и необычным. Собеседники говорят, что стены будут покрашены еще одним слоем и цвета получатся насыщеннее, а шахту лифта облицуют специальным синим стеклом.

– Эта станция имеет несколько особенностей. Во-первых, она запроектирована как пересадочная на четвертую линию Минского метрополитена, которая появится в будущем. Мы оставили специальные заделы для соединения с пересадочной станцией. До того, как ее построят, они будут скрыты под элементами отделки, – пояснил Дмитрий Казак. – Во-вторых, предусмотрена галерея в торговый центр «Авиа Молл». Попасть в этот объект можно будет без выхода на поверхность. Еще раз отмечу, что готовность станции высокая, сдача планируется в обозначенные сроки.

Мало кто знает, что станция метро – это не только платформа, кассы и переходы. Например, на «Аэродромной» около 180 технических помещений. Относительно платформы они могут уходить еще на 2-3 уровня вниз, где располагается различное оборудование, от которого зависит работа метрополитена. Нам показали лишь одно такое помещение, как его называют «сердце станции», или, если говорить техническим языком «станционная трансформаторная подстанция». Сюда заходят все силовые и слаботочные кабели, связь, видеонаблюдение, автоматика. Отсюда осуществляется электроснабжение станции.

– Надзор за строительством объектов метрополитена проводится регулярно. Мы контролируем возведение сборных и монолитных конструкций, прокладку тоннелей. Особое внимание уделяется гидроизоляционным работам. Определенные дефекты и нарушения, конечно, выявляются, но они не критические и оперативно устраняются. Хорошо работают технический и авторский надзоры. Метрострой – это сильная и опытная организация, которая выполняет работы максимально качественно, – резюмировала инспектор Госстройнадзора по г. Минску Екатерина Гриневич.

Алексей КОНОПЛЁВ

Фото Степана ТЮШКЕВИЧА
© 1prof.by Полное копирование материалов возможно только с письменного разрешения редакции https://1prof.by/news/v-strane/kak-vyglyadit-budushhaya-stancziya-metropolitena-aerodromnaya-i-v-chem-ee-unikalnost/