Цветы, убивающие природу. Священники и экологи призывают отказаться от пластиковых погребальных венков

Цветы, убивающие природу. Священники и экологи призывают отказаться от пластиковых погребальных венков

Приобретая искусственные цветы, люди, по сути, покупают мусор.

Каждый вторник на второй неделе после Пасхи православные христиане отмечают Радоницу – день особого поминовения усопших. В этот день мы поминаем предков в церкви (во всех храмах совершаются заупокойные богослужения – панихиды), а затем на кладбище, делимся с умершими радостной вестью о Воскресении Христовом, зажигаем лампады и… заваливаем могилы искусственными цветами. 

При этом прекрасно понимая, что наносим непоправимый ущерб природе, а значит, вредим своим детям, внукам и правнукам.

Мусор от старшего поколения – младшему

В моем советском детстве люди приносили на могилы умерших живые цветы, сажали цветущие многолетники и кусты, на памятники повязывали ленты или рушники. Мода украшать могилы разноцветными искусственными изделиями пришла к нам всего несколько десятилетий назад, когда в лихие девяностые предприниматели первой волны при поддержке китайской промышленности наладили искусственное «цветоводство». Простота использования пластиковых цветов, желание сэкономить, но украсить могилу «не хуже, чем у людей», а еще слабое представление о последствиях использования пластика для окружающей среды сделали свое черное дело. Количество неперерабатываемого пластика в Беларуси достигло невероятных размеров.

ц (6).jpg

– Искусственные цветы и венки – единственный пластик, который не перерабатывается ни одним предприятием в мире и для дальнейшей переработки не годится, – подчеркивает директор Гродненского завода по утилизации и механической сортировке отходов Вячеслав Андреевский. – Поэтому эти отходы – огромное зло! Не являясь вторичным сырьем, они подлежат захоронению на полигонах и разлагаются на протяжении от ста до трехсот лет, выделяя токсичные вещества и загрязняя почву, воздух, грунтовые воды. Это наша общая беда, и если с ней не бороться, мы утонем в пластиковом море. А выход прост: вместо искусственного букета носить на могилу усопшим живые цветы – символ красоты, уважения и вечной жизни. 

Приобретая искусственные цветы, люди, по сути, покупают мусор. Только представьте себе: ежегодно в день поминовения усопших на кладбищах страны оседает около миллиона пластиковых цветов! Но «вечные» цветы далеко не вечны, и спустя несколько месяцев–полугода они активно перекочевывают на свалки. Куда, впрочем, отправляются и помпезные искусственные венки.

ц (5).jpg

1000032102.jpg

– С точки зрения охраны окружающей среды, использование пластиковых украшений на кладбищах – это однозначный и явный ущерб для природы, включая и человека, – делится своим авторитетным мнением доктор биологических наук Олег Созинов, заведующий кафедрой ботаники, профессор кафедры экологии ГрГУ имени Янки Купалы. – Полимерный материал, из которого сделаны цветы и другие орнаментальные украшения, разлагается несколько сотен лет, при этом устойчиво выделяя токсичные вещества. Сжигание материала опасно, оно приводит к аналогичным негативным последствиям, только быстрее. Утилизация искусственных цветов затруднена, поскольку опознать, из какого материала они изготовлены, сложно. 

Сортировать искусственные цветы не получается, в результате они оказываются на полигонах для захоронения твердых бытовых отходов (свалках), тем самым оставляя эту проблему будущим поколениям. Мусор от старшего поколения – младшему – тот еще подарочек! И вообще, ситуация странная: старшее поколение, принося пластиковые цветы своим предкам, бездумно создает огромную проблему младшим поколениям и показывает дурной пример.

Из года в год экологи, священники, сотрудники Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и СМИ бьют тревогу. Но их голоса, словно глас вопиющего в пустыне. Уж слишком всемогущ этот пластиковый цветочный бизнес, а пластиковая память удобна: отнес искусственный букетик на могилу и якобы очистил совесть до следующего праздника. Мы смогли отказаться даже от «пьяных» поминок, а вот от пластиковой флористики – не можем.

Создать моду на живое

1000032096.jpg

– Загрязнение пластиком в современном мире – проблема глобальная, и пластиковые цветы, венки – огромная ее часть,– констатирует Ольга Кремлева, доцент кафедры экологии ГрГУ имени Янки Купалы. – Мне кажется, важно не только поднимать эту проблему, но и в целом менять культуру поминовения. Продвигать идею устойчивого развития, делая акцент на натуральных, живых цветах. Во многих культурах мира есть хорошая альтернатива: на кладбище приносят живые цветы – срезанные или в горшках, либо свечи. Это культивируется у наших соседей литовцев, латышей, поляков. А евреи приносят своим близким камешки.

Белорусские экологи предлагают использовать на кладбищах возможности современного озеленения и ландшафтного дизайна: благоустраивать места захоронений красивыми газонами, стабилизированным мхом, карликовыми кустарниками, живыми растениями в горшках, многолетниками, вечнозелеными низкими хвойными деревьями. Было бы желание. 

– Самый лучший социальный эффект – создать моду на живое озеленение кладбищ, чтобы кладбища были зелеными, эстетически красивыми и экологически безопасными, – резюмирует Олег Созинов. – А если уж использовать полимерные украшения, то делать их из биоразлагаемого пластика и оформить это на законодательном уровне (как было с пластиковой посудой для пищевых продуктов) с минимальным вредным воздействием на окружающую среду, маркировать пластик для оптимизации его вторичной переработки.

ц (2).jpg

Молитва, добрые дела и живые цветы

Не приносить на кладбище искусственные цветы настоятельно просит и Белорусская православная церковь. Основная причина все та же: вред для людей и окружающей среды. А еще – «мертвые» цветы разрушают смысловое понятие о живой памяти, живой душе и вечности. «Цветы – остатки рая на земле», – говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский. В Библии растение, цветок несет глубочайшую символическую нагрузку. Красота приходит в нашу жизнь с цветами, и живые цветы сопровождают нас от рождения до смерти – в радости и горе.

1000032093.jpg

– Усопшим нужна наша молитва и добрые дела в их память, а не пластиковые цветы, – подчеркивает священник храма Святого Архангела Михаила города Щучина Сергий Семашко. – В христианской культуре речь идет об употреблении при погребении именно живых цветов, которые несут символическую нагрузку своим благоуханием, цветом, видовым разнообразием. А человек своим извращенным умом даже этот прекрасный символ – цветы – превратил в бездушную ритуальную пластмассовую массу, которая разрушает природу и абсолютно лишена богословской осмысленности. Именно поэтому в православии не приветствуется употребление искусственных цветов при погребении, обустройстве захоронения, поминовении. Вечно живая душа нуждается в живой памяти, искренней молитве и живых цветах! Не зря живой цветок похож на фазы человеческой жизни: рождение, расцвет, увядание и засыхание.

У священнослужителей и экологов есть свой взгляд и на то, какими могут быть погребальные венки и букеты. Они призывают производителей погребальной флористики переключиться, наконец, на натуральный материал: создавать каркасы венков и букетов на основе деревянных планок, употреблять шерстяную или льняную нить, использовать хвою, вечнозеленые растения и живые цветы. Такие композиции, по мнению церкви, богословски обоснованы, имеют сакральный смысл и являются проявлением уважения к усопшему.

– Пластиковой флористике не место в нашей культуре: она не только противоречит христианской традиции относительно мертвых, но и наносит вред природе и здоровью ныне живущих и будущих поколений, – продолжает отец Сергий. – Кстати, термин «экология» – богословский термин, который подразумевает заботу человека о мире. Эта забота доверена нам Богом, как и сам мир для бережного использования. Не стоит забывать об этом. 

Не стоит забывать и о том, что, готовясь к Радонице, важно не только навести порядок на могиле и украсить ее, но и прежде всего помолиться о душах умерших.

ц (4).jpg

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», – писал святитель Иоанн Златоуст. По большому счету покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике, ни в букете – все это дань традициям, пусть и благочестивым. Но вечно живая душа почившего нуждается в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел. Вот почему так важна молитва за усопших дома, в храме и на кладбище.

Радоница – праздник очень личный. День своеобразного воссоединения семьи, рода, связующий прошлое и настоящее. Мы придем к родным могилам поговорить с ушедшими. Помянем добрым словом, поплачем и возрадуемся тому, что воскресший Христос подарил нам надежду на жизнь вечную и встречу с теми, с кем пришлось расстаться на земном пути.